- Законы
- Магазинам и сфере услуг: что такое обман потребителя
- Действия, которые считаются обманом потребителя
- Штраф от Роспотребнадзора за обмеривание, обвешивание, обсчёт или введение в заблуждение
- Штраф от ФАС за недобросовестную конкуренцию
- Компенсация вреда здоровью или имуществу покупателя
- Штрафы нельзя переложить на работника магазина
- Как магазину избежать ответственности за обман
13 октября 2023
Магазинам и сфере услуг: что такое обман потребителя
Если магазин продаёт простыни из полиэстера под видом шёлковых, он рискует получить штраф от Роспотребнадзора и антимонопольщиков, потому что это — обман потребителей. Штрафы для юрлиц — до полумиллиона рублей, плюсом будет отдельный штраф руководителю компании. Расскажем, что считается обманом, а что нет и почему штраф от госорганов нельзя переложить на работника-продавца.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
- Действия, которые считаются обманом потребителя
- Штраф от Роспотребнадзора за обмеривание, обвешивание, обсчёт или введение в заблуждение
- Штраф от ФАС за недобросовестную конкуренцию
- Компенсация вреда здоровью или имуществу покупателя
- Штрафы нельзя переложить на работника магазина
- Как магазину избежать ответственности за обман
В статье будем говорить про розничные магазины. Именно торговля чаще всего получает штрафы за обман. Но под ответственность может попасть и парикмахерская, химчистка или мастер по ремонту квартир. В общем, любой бизнес, чей клиент — человек, который покупает товары и услуги для себя лично, а не для бизнеса.
Действия, которые считаются обманом потребителя
Обман потребителя — это обмеривание, обвешивание, обсчёт и введение в заблуждение о товаре.
Роспотребнадзор объясняет это так (сообщение на сайте):
- обмеривание и обвешивание — когда продали товара меньше, чем показали весы и сантиметровые ленты;
- обсчёт — взяли за покупку больше указанного на ценнике;
- введение в заблуждение о товаре — когда специально соврали покупателю о свойствах или качестве товара.
Верховный суд РФ пояснил, что обман обязательно должен быть намеренным и скрытым от покупателя (Постановление № 301-АД16-5189).
Не считаются обманом ошибки и недопонимания при условии, что магазин не делал это специально.
В случае обмана магазин рискует заплатить два вида штрафа и оплатить ущерб покупателю. Дальше мы всё покажем на примерах.
Избежать ошибок в ценниках и проблем с Роспотребнадзором поможет приложение «Управление ассортиментом».
С ним вы сможете:
- загружать номенклатуру в кассу из файла Эксель;
- редактировать карточки товаров прямо на кассе или компьютере;
- передавать данные из кассы в 1С;
- следить за остатками товаров.
Все подробности про приложение «Управление ассортиментом» →
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranynheawz
Штраф от Роспотребнадзора за обмеривание, обвешивание, обсчёт или введение в заблуждение
Чаще всего магазины получают штрафы за обман потребителя от Роспотребнадзора по статье 14.7 КоАП РФ. На обман жалуются покупатели, и инспекторы приходят с внеплановой проверкой. А крупные магазины, которые не состоят в реестре малого бизнеса, могут подпасть и под плановую проверку — такие проводят раз в три года.
За обмеривание, обвешивание и обсчёт штраф для ИП от 10 000 до 30 000 ₽, для компаний — от 20 000 до 50 000 ₽. Самозанятые продавцы собственных товаров тоже могут получить такой штраф, как для физлиц — от 3000 до 5000 ₽.
За введение в заблуждение о товаре штраф для физлиц от 3000 до 5000 ₽, для ИП — от 12 000 до 20 000 ₽, для компаний — от 100 000 до 500 000 ₽.
Если штраф выписывают компании, плюсом штрафуют ещё и директора — на сумму как для физлица. Магазинам из сферы малого бизнеса на первый раз могут просто вынести предупреждение.
Был ли обман, решают инспекторы. Их решения можно обжаловать в суде — там поставят точку в деле. Давайте посмотрим реальные дела по обману.
Вот ситуации, когда действия магазина посчитали обманом:
🔴 ООО из Ярославля оштрафовали на 50 000 ₽. На полках магазина стоял пуаре под видом медовухи — дело № А82-8419/2022.
🔴 ИП из Чебоксар оштрафовали на 12 000 ₽. В его магазине-кондитерской продавался торт. На этикете было указано, что в составе торта есть миндаль и бананы, но покупательница их в торте не нашла — дело № А79-10262/2015.
🔴 На полке продуктового магазина в Кемерове стояла табличка «Молочные продукты без заменителя молочного жира». Но среди продуктов лежала творожная масса с заменителем — дело № А27-30717/2019.
А это случаи, когда магазин оправдали и отменили штрафы:
🟢 Автосалон из Нижнего Новгорода продал покупателю Рено с мощностью двигателя 82 лошадиные силы, а покупатель думал, что берёт авто с мощностью 113 лошадиных сил. В договоре на покупку мощность не указали. Роспотребнадзор сказал: это обман — и выписал салону штраф 100 000 ₽. Суд отменил штраф, потому что покупатель перед покупкой видел ПТС на машину, где была указана мощность. То есть магазин не утаивал эту информацию от покупателя — дело № А43-27288/2019.
🟢 Сетевой салон связи в Иркутске продал подарочный сертификат. Человек, которому его подарили, пришёл в один из салонов и хотел обменять на покупки, но кассир не смог принять сертификаты — касса выдавала сообщение об ошибке. Человек смог обналичить их в салоне, где сертификаты были проданы, после чего написал жалобу. Роспотребнадзор выписал салону штраф 20 000 ₽, но суд его отменил. Салон не собирался обманывать, просто на кассе была техническая ошибка, а свои подарки человек в итоге получил — дело № 19-4622/2016.
🟢 Магазин «Пятёрочка» в Екатеринбурге продал хлеб с датой выпечки на месяц вперёд. Выписанный штраф в 20 000 ₽ суд отменил, потому что дату ставит хлебозавод, а магазин просто недосмотрел за продукцией — дело № А60-5497/2022.
А вот ситуация, когда обман был, но штраф всё-таки отменили:
🟡 ИП из Иркутска оштрафовали на 12 000 ₽, но суд всё равно отменил штраф, признав обман малозначительным. Продавец в магазине предпринимателя продал утюг с функцией автовыключения, которой в утюге не было — дело № А19-21512/2015.
Штраф от ФАС за недобросовестную конкуренцию
Обман может привести к совсем неожиданному штрафу от антимонопольщиков — за недобросовестную конкуренцию по п. 1 ст. 14.33 КоАП РФ. Штрафы для ИП от 12 000 до 20 000 ₽, для компаний — от 100 000 до 500 000 ₽. А весь доход с продажи товара придётся отдать в бюджет государства (п. «к» ст. 23 закона о конкуренции).
Вот одна из таких ситуаций. В Калининграде мясной магазин продавал тушёнку своего производства с пометкой «сделано по ГОСТу». Неладное заподозрил один из покупателей. Он пожаловался в Роспотребнадзор, тушёнку проверили и выяснили, что она не соответствует ГОСТу для консервов из говядины. Информацию передали в антимонопольную службу. Там провели своё расследование и наказали магазин за недобросовестную конкуренцию, потому что привлекательная, но обманная пометка «по ГОСТу» нечестно переманивает покупателей у других магазинов. Магазину выдали предупреждение, заставили убрать тушёнку с продажи и отдать 700 000 ₽ выручки в пользу государства (дело № 039/01/14.2-365/2019).
Компенсация вреда здоровью или имуществу покупателя
Если товар навредил здоровью или имуществу покупателя, магазин обязан оплатить лечение или ремонт. К примеру, если из-за обмана покупатель съел пирожное с арахисом, на который у него аллергия (ст. 1064 ГК РФ).
Штрафы нельзя переложить на работника магазина
Представим, что покупателя обманул продавец, который работает в магазине. А сам владелец магазина про этот случай даже не знает. Покупатель пожаловался в Роспотребнадзор, магазин оштрафовали. Руки чешутся удержать штраф из зарплаты продавца — но так делать нельзя.
Работник отвечает перед работодателем только за прямой ущерб. К примеру, если взял деньги из кассы или сломал мебель (ст. 238 ТК РФ).
Штрафы работодателю от госорганов не относятся к реальному ущербу. Работник не обязан возмещать их, даже если работодателя оштрафовали по его вине. Так считают суды в ситуациях с административным штрафами за разные нарушения, например, как в деле № 88-1906/2022.
Продавцу можно сделать выговор, потом второй и затем уволить по статье. А ещё можно лишить премии.
Проверить, не обманывает ли вас продавец, поможет приложение «Управление ассортиментом».
В нём можно сравнивать реальные остатки с данными в сервисе и проверить честность сотрудников. Товары тоже всегда будут в порядке — отчёты помогут найти ошибки: дубли, отрицательные остатки, нулевые цены, товары с низкой наценкой.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranyo5tQBA
Как магазину избежать ответственности за обман
Вот нехитрые обереги от обвинений в обмане:
- Делайте подробное описание товара. Так у покупателей не будет претензий по обману из-за не тех свойств товара.
- Ставьте актуальные ценники. Это защитит от обвинения в обсчёте.
- Обучите продавцов. Часто именно из-за их неверных консультаций покупатели берут не то, что хотели.
Подписаться
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranyo1JN64
Что скажете?
-
в ответ ЕлизаветаЖиза 09.11.2023, 17:31
В случае обмана в интернете также можно обращаться в Роспотребнадзор, подать заявление в отделение полиции и обратиться в управление «К» МВД, которое занимается преступлениями в киберсфере. Чем больше информации вы предоставите правоохранительным органам, тем больше вероятность, что деньги удастся вернуть.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Избежать штрафов
256
1078
1432
1715
2130
5519
24972
2942
5346
36375
3154
1782
2722
16524
17344
1369
18411
2090
21753
2231
1265
3198
990
798
9418
4323
27604
18486
1452
4531
4417
37337
3412
1052
2386
8170
8798
1300
456
815
4855
7970
8613
2837
711
2435
7473
12451
879
21763
995
6570
3351
6276
37811
1252
2396
1465
655
834
4806
3354
1484
768
721
Прекрасно, а как быть с интернет обманщиками: рекламируем одно, обещаем рай , договора, кчество, а по факту ни обратного адреса ни документов в посылке, ни телефонов ни куда обращаться т.к. посылуку отправили через логистику и все… а деньги ушли наложенным платежом